Исследование включало в себя следующие этапы:
- Загрузка картографических данных. В качестве основного поставщика картографических данных в базовой системе используется сервис OpenStreetMap.org, распространяющий свои карты по свободной лицензии ODbL. Специалистами «Форексис» был подготовлен пакет обновления картографических данных с возможность последующей загрузки в систему новых данных представителями банка-заказчика.
- Загрузка единого классификатора адресов России с возможностью последующего обновления.
- Загрузка данных об объектах анализа: клиенты банка (адреса проживания или регистрации), отделения банка (адреса расположения касс, банкоматов и точек обслуживания) и объекты притяжения (торговые центры, АЗС, метро и т.д.).
- Геокодирование (автоматическая процедура коррекции адресов, перевод адреса в географические координаты) без задействования внешних сервисов.
- Расчет базовых бизнес-показателей. В базовом пакете системы был выполнен расчет параметра «Удаленность клиента от ближайшего отделения банка» в метрах, а также в виде времени в пути до ближайшего отделения.
- Отображение карт, объектов анализа и бизнес-показателей на экране пользователя посредством интернет-браузера. Функция отображения карт позволяет вывести на экран любую загруженную в систему карту, начиная от карт отдельных районов, городов, регионов, заканчивая полной картой России, применительно к любым объектам анализа.
- Фильтрация отображения. Выбор нужного типа отделений, клиентов и/или объектов притяжения с возможностью применения фильтров.
Функциональные характеристики
Система «Геоанализ» реализуется на базе клиент-серверной технологии с использованием технологии «тонкого клиента». Интерфейс совместим со всеми популярными интернет-браузерами, не зависит от используемой аппаратной или программной платформы.
В качестве входных данных система может использовать:
- КЛАДР (Классификатор адресов России), единый справочник всех адресов на территории Российской Федерации в формате DBF-файлов;
- информацию о клиентах (таблица адресов и типов клиентов установленной структуры в формате CSV-файлов кодировки UTF-8);
- информацию об отделениях и банкоматах (таблица адресов и типов отделений/банкоматов установленной структуры в формате CSV-файлов кодировки UTF-8);
- информацию об объектах притяжения (таблица адресов и типов объектов притяжения (метро, торговые центры, точки продаж, отделения и банкоматы конкурентов и пр.) установленной структуры в формате CSV-файлов кодировки UTF-8);
- карты OSM (векторные карты установленного формата OSM (XML) сервиса OpenStreetMap.org, получаемые в виде XML-патча загрузки/обновления, подготавливаемого специалистами «Форексис»).
В качестве операционной системы для серверной части предлагается использовать ОС семейства Linux, ядра версии 2.6 и выше. (Debian 6.0 >). Для клиентской части – браузер с поддержкой HTML 4.0 и с возможностью запуска JavaScript.
Создана геоаналитическая система, позволяющая проводить анализ распределения клиентов, удаленности клиентов от ближайшего отделения банка, влияния объектов притяжения на посещаемость тех или иных отделений, а также распределения клиентов по типам качества кредитной истории.
В ходе проведения исследования были решены следующие задачи:
- Геокодирование данных. Перевод адресных данных в формат географических координат позволяет привязать различные бизнес-объекты к географической карте, а также производить расчет геоаналитических показателей. Благодаря геокодированию заказчик получает возможность быстрее и эффективнее обрабатывать большие объемы информации: текстовые данные, содержащие адреса, названия районов и местностей, система преобразует в точку или область на карте.
- Отображение объектов и бизнес-показателей. Вывод объектов на карту, например, отображение клиентов банка на карте с целью выделения ключевых районов покрытия и/или аномалий распределения. Основываясь на полученной информации, заказчик получает возможность произвести оптимизации сети отделений/банкоматов (например, открыть дополнительный офис в месте сосредоточения собственных клиентов), а также повысить эффективность маркетинговых кампаний (например, проинформировать сегмент клиентов, проживающих в определенном районе, об открытии нового офиса или разместить наружную рекламу).
Продукты и решения ООО «Форексис» соответствуют политике импортозамещения информационных технологий.